Показатели конъюнктуры рынка

Термин «конъюнктура рынка» (лат. conjungo — соединяю) — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени или на его ограниченный отрезок.

Понятие конъюнктуры включает в себя:

  • степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
  • тенденции его развития;
  • устойчивость или колеблемость его основных параметров;
  • масштабы деловых операций и степень деловой активности;
  • уровень коммерческого риска;
  • силу и размах конкурентной борьбы;
  • положение рынка в определенной точке экономического и сезонного цикла.

Предмет статистики конъюнктуры рынка — массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся качественной и количественной оценке.

Задачи статистики конъюнктуры рынка:

  • сбор и обработка конъюнктурной информации;
  • изучение состояния рынка;
  • характеристика объема и пропорций рынка;
  • анализ колеблемости и сезонности рынка;
  • анализ региональных различий рынка;
  • анализ деловой активности;
  • оценка коммерческого риска;
  • характеристика степени монополизации рынка и интенсивности конкуренции.

Показатели конъюнктуры рынка формируются по следующим разделам:

  • предложение товаров (объем, структура динамика);
  • покупательский спрос (степень удовлетворения);
  • пропорциональность рынка (соотношение спроса и предложения, структура товарооборота, региональная структура рынка и др.);
  • тенденция развития рынка (темпы роста, тренды продаж, цен, товарных запасов и др.);
  • колеблемость, цикличность рынка;
  • деловая активность (портфель заказов, его динамика, размер и динамика сделок);
  • коммерческий риск (инвестиционный риск, риск принятия маркетинговых решений);
  • масштаб рынка, уровень монополизации и конкуренции (число фирм по каждому виду товара, разделение рынка — группировка фирм по доле их объема в продаже);
  • емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенный период).

Приведем некоторые количественные зависимости для показателей конъюнктуры рынка.
Показатель риска банкротства фирмы — скоринговая модель (от англ. score — задолженность) А. Альтмана (США):

При Z < 2,675 — грозит банкротство, при Z > 2,675 — положение не внушает опасений (вероятность банкротства не превышает 3%).

Показатель емкости рынка:

Насыщенность рынка может быть определена так:

Уровень конкуренции для данной фирмы:

Если этот показатель больше единицы, то уровень конкуренции для данной фирмы считается низким.

Уровень монополизации рынка:

При Kм = 0 — полное отсутствие монополизации; при Kм = 1 — абсолютная монополизация.

Уровень конкуренции рынка:

Уровень конкурентоспособности товара:

Статистическое изучение конъюнктуры рынка включает в себя следующие компоненты:

  • определение и анализ потенциала рынка;
  • анализ пропорциональности развития рынка;
  • анализ колеблемости и цикличности рынка;
  • измерение и анализ эластичности спроса и предложения;
  • исследование рекламы.

Потенциал рынка можно определить как прогнозную совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение.

В общем виде формула потенциала рынка имеет вид:

Собственно формула расчета потенциала производственного предложения (потенциал товарного предложения) такова:

Пропорциональность рынка — это оптимальное соотношение между элементами рынка.

Пропорциональность рынка исследуется:

  • балансовым методом;
  • расчетом относительных величин координации и структуры;
  • индексным методом;
  • расчетом коэффициентов эластичности и β коэффициентов;
  • построением корреляционных моделей.

Колеблемость и цикличность рынка. Методы их изучения: индексный, определение тенденций, расчет показателей цикличности (на+ пример, с помощью рядов Фурье).

Эластичность спроса и предложения — это их реагирование на изменение социально-экономических условий рынка.

Показатель относительной эластичности спроса имеет вид:

Зависимость между х и у может быть установлена методом корреляций. Если Э < 1 — это инфраэластичность, товар неэластичен; если Э > 1 — это ультраэластичность, товар эластичен или сильно эластичен; если Э = 1, то товар слабоэластичен (унитарный спрос). В таком случае снижение цены, как правило, не приводит к коммерческому успеху.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)