Показатели конъюнктуры рынка
Термин «конъюнктура рынка» (лат. conjungo — соединяю) — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени или на его ограниченный отрезок.
Понятие конъюнктуры включает в себя:
- степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
- тенденции его развития;
- устойчивость или колеблемость его основных параметров;
- масштабы деловых операций и степень деловой активности;
- уровень коммерческого риска;
- силу и размах конкурентной борьбы;
- положение рынка в определенной точке экономического и сезонного цикла.
Предмет статистики конъюнктуры рынка — массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся качественной и количественной оценке.
Задачи статистики конъюнктуры рынка:
- сбор и обработка конъюнктурной информации;
- изучение состояния рынка;
- характеристика объема и пропорций рынка;
- анализ колеблемости и сезонности рынка;
- анализ региональных различий рынка;
- анализ деловой активности;
- оценка коммерческого риска;
- характеристика степени монополизации рынка и интенсивности конкуренции.
Показатели конъюнктуры рынка формируются по следующим разделам:
- предложение товаров (объем, структура динамика);
- покупательский спрос (степень удовлетворения);
- пропорциональность рынка (соотношение спроса и предложения, структура товарооборота, региональная структура рынка и др.);
- тенденция развития рынка (темпы роста, тренды продаж, цен, товарных запасов и др.);
- колеблемость, цикличность рынка;
- деловая активность (портфель заказов, его динамика, размер и динамика сделок);
- коммерческий риск (инвестиционный риск, риск принятия маркетинговых решений);
- масштаб рынка, уровень монополизации и конкуренции (число фирм по каждому виду товара, разделение рынка — группировка фирм по доле их объема в продаже);
- емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенный период).
Приведем некоторые количественные зависимости для показателей конъюнктуры рынка.
Показатель риска банкротства фирмы — скоринговая модель (от англ. score — задолженность) А. Альтмана (США):
При Z < 2,675 — грозит банкротство, при Z > 2,675 — положение не внушает опасений (вероятность банкротства не превышает 3%).
Показатель емкости рынка:
Насыщенность рынка может быть определена так:
Уровень конкуренции для данной фирмы:
Если этот показатель больше единицы, то уровень конкуренции для данной фирмы считается низким.
Уровень монополизации рынка:
При Kм = 0 — полное отсутствие монополизации; при Kм = 1 — абсолютная монополизация.
Уровень конкуренции рынка:
Уровень конкурентоспособности товара:
Статистическое изучение конъюнктуры рынка включает в себя следующие компоненты:
- определение и анализ потенциала рынка;
- анализ пропорциональности развития рынка;
- анализ колеблемости и цикличности рынка;
- измерение и анализ эластичности спроса и предложения;
- исследование рекламы.
Потенциал рынка можно определить как прогнозную совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение.
В общем виде формула потенциала рынка имеет вид:
Собственно формула расчета потенциала производственного предложения (потенциал товарного предложения) такова:
Пропорциональность рынка — это оптимальное соотношение между элементами рынка.
Пропорциональность рынка исследуется:
- балансовым методом;
- расчетом относительных величин координации и структуры;
- индексным методом;
- расчетом коэффициентов эластичности и β коэффициентов;
- построением корреляционных моделей.
Колеблемость и цикличность рынка. Методы их изучения: индексный, определение тенденций, расчет показателей цикличности (на+ пример, с помощью рядов Фурье).
Показатель относительной эластичности спроса имеет вид:
Зависимость между х и у может быть установлена методом корреляций. Если Э < 1 — это инфраэластичность, товар неэластичен; если Э > 1 — это ультраэластичность, товар эластичен или сильно эластичен; если Э = 1, то товар слабоэластичен (унитарный спрос). В таком случае снижение цены, как правило, не приводит к коммерческому успеху.
- Оценка финансового состояния по общей методике
- Методы анализа и прогнозирования биржевого курса акций
- Оценка финансового состояния по инвестиционной деятельности
- Оценка кредитного портфеля и рейтинга банка
- Методические основы оценки финансового состояния банка
- Учет затрат методом стандарт-кост
- Оценка финансового состояния по методике Национальной ассоциации страховых организаций США NAIC
- Фундаментальный и технический анализ валютного рынка
- Сущность и содержание финансово-экономического анализа деятельности банка
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу