Основные направления формы и методы воспитательной деятельности по развитию ответственности

Нами было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в среде студентов первого и второго курса МГПУ с помощью методов наблюдения и беседы. Описание ответственности, на наш взгляд, должно строиться строго на описании конкретного случая, жизненной ситуации, в которой человек принимает те или иные решения, опираясь, прежде всего, на собственное восприятие ситуации. В результате нам удалось выявить направления воспитательной деятельности по формированию ответственности в рамках педагогики сознания.

К ним относятся: аксиологическое (формирование ответственности на основе духовных ценностей), когнитивное (освоение сущности и содержание понятия «ответственности» в контексте педагогики сознания), эмоционально-волевое (формирование ответственности как качества человека, взаимосвязанного с другими качествами, обеспечивающими развитие сознания), и деятельностное (осуществление воспитательной работы, направленной на формирование ответственности в процессе деятельности, совершение соответствующих поступков) направления.

В соответствии с направлениями воспитательной работы были определены методы и формы работы. Деятельностьное направление осуществляется в рамках всех направлений. В практике все направления воспитательной работы по формирование ответственности взаимодополняются, так как их разделение условно.

Нами были определены следующие деятельностные методы:

  • метод игры – творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности;
  • метод проекта (моделирование результата деятельности и пошаговое его выполнение в соответствии с принятыми на себя обязательствами), метод сотрудничества (организация совместной деятельности, в которой подросток мог бы быть успешным и проявить свои волевые качества);
  • метод поручения – регулярное выполнение определенных действий в целях формирования ответственной формы поведения (положительные привычки), обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права самостоятельного выбора способов его решения;
  • метод упражнения (повторение, закрепление, упрочение и совершенствование волевых способов действий).

В рамках аксиологического направления мы предлагаем следующие методы и формы работы: методы, связанные с духовно-нравственной сферой ребенка: увлечение добрым делом; увлечение героическим – увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины.

Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к истории своей Родины, своей семьи (рода), воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности; метод личного примера – способ развития положительных качеств на личном примере педагога; метод сочувствия (создание эмоционально насыщенного пространства, личностно значимого для ребенка, например, помощь бездомным животным и обсуждение этой проблемы с ребятами), метод сотворчества (помочь ребенку увидеть прекрасное, участвовать в совместной творческой деятельности).

Методы укрепления чувства ответственности:

  • метод доверия – развивается вера в свои силы;
  • беседы-размышления – обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения.

Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:

  • напоминание;
  • сомнение (этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше);
  • достижение согласия с самим собой – метод, с помощью которого достигается чувство понимания к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
  • достижение гармонии с окружающим – метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного мышления.

Когнитвное направление реализовывалось с помощью следующих методов: метод рефлексии, с помощью которых воспитанник получает возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату, осуществить процесс самопознания своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам.

Методы познания как способности к приобретению знаний о духовных качествах, в том числе, и ответственности, – эмпирические:

  • наблюдение, эксперимент, измерение, теоретические: методы анализа, синтеза, обобщения в процессе исследования;
  • метод лекции – воспитатель раскрывает смысл духовных и нравственных понятий;
    метод безмолвие ума – ум не должен судить о вещах и людях, так как он не является инструментом знаний, а только их двигателем.

Заставив замолчать свой ум, можно привлечь нужные знания и мысли из пространства, притянутые созвучно вашему сознанию. Для внутренних открытий очень важно развитие ума, интеллектуальное развитие, так как ум является или важным инструментом, или препятствием расширения сознания.

В обычном состоянии ум ограничен, узок, но нужен ум разносторонний, гибкий. Это требует усилий. Для этого можно использовать метод синтеза противоположностей. Человеку важно научиться рассматривать явления с разных точек зрения для возвышения и гибкости мыслей.

Например, можно сформулировать один тезис, а затем противоположный. Затем начинается мыслительный процесс размышлений для разрешения данной задачи путем синтеза, для объединения ее в более емкую идею, идею иного качественного уровня.

Метод мыследеятельности – создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения; метод деловой игры – при снижения психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию опыта ответственного поведения; метод психотренинга – направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок, направленных на развитие ответственности.

Эмоционально-волевое направление предполагает следующие методы: метод самонаблюдения своих эмоций – метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

Метод постепенности – приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни; метод рекреации – обеспечение спокойного отдыха организма.

Методы укрепления психического здоровья ребенка:

  • метод угашения отрицательных переживаний – способ «размысливания» таких эмоций как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие угашение отрицательных эмоций;
  • метод устранения плохих привычек – осознание вреда, идущего от плохих привычек (откладывание важных дел на «потом», вранье);
  • метод выработки хороших привычек и положительных черт характера;
  • метод релаксации – способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

Следующий метод, влияющий на улучшение характера, установления контроля над своими чувствами, привлечение нужных знаний – метод достижения внутреннего равновесия (метод внутреннего спокойствия) способствует развитию волевых качеств и ответственности.

В процессе воспитательной работы используются разнообразные формы деятельности, которые в соответствии с их направленностью обеспечивают развитии качества и способности ответственности подростков и молодежи.

Это лекции и семинары по освоению философских и социальных знаний, связанных с пониманием ответственности человека; интерактивные формы: квесты, тренинги самопознания и саморазвития, креативные дискуссии и беседы, проекты, мероприятия, экскурсии, походы, экспедиции и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)