Общие условия формирования рыночных отношений

Рынок – это общественный механизм, обеспечивающий посредством ценовой координации взаимосвязь между производством и потреблением благ.

В понятие рынок включено множество экономических явлений, связанных с обменом товарами и услугами.

Обмен возникает в том случае, когда субъекты рынка обладают качественно разными экономическими благами. Стремления к обладанию разнообразными товарами и услугами называются экономическими интересами субъектов.

Рыночная конкуренция возникает при 3-х условиях:

  • Если на рынке участвуют одновременно множество производителей и потребителей продукции, и их индивидуальное влияние на рыночный обмен незначительно.
  • Производители и потребители могут свободно входить на рынок и выходить с него.
  • Всем производителям продукции равнодоступны экономические ресурсы.

В таких условиях каждая фирма, стремясь увеличить свои доходы, вынуждена учитывать реакцию других фирм.

В итоге в результате конкурентной борьбы на рыночном поле остаются только те фирмы, которые умеют эффективно перерабатывать ресурсы в необходимые потребителям товары и услуги.

В свою очередь спрос потребителей не может выйти за рамки их доходов. Потребительские доходы представляют платежеспособный спрос.

Существует следующая классификация рынков:

  • По экономическому назначению – рынок ресурсов, труда, земли, капитала.
  • По географическому принципу – местный, региональный, национальный и мировой рынок.
  • По формам конкуренции – рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции, олигополия), монополия.

Для нормального функционирования рынка необходимо обеспечение формирования его законодательных механизмов, что является результатом развития частных форм собственности и их защитой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)