Многоценовая монополия, ценовая дискриминация

В экономической практике возможны ситуации, когда фирма монополист устанавливает различные цены на свои товары для разных покупателей. Различие в ценах может носить объективный характер, что связано с разными затратами на производство товаров, или дискриминационный характер.

Термин дискриминация в переводе с латинского означает различие.

Под ценовой дискриминацией понимается практика установления различных цен на один и тот же товар, при том, что различие в цене не связано с затратами на производство этих товаров.

Ценовая дискриминация возможна, когда разные покупатели по-разному оценивают полезность одного и того же товара и, следовательно, они готовы платить различную цену за этот товар.

Возможны также случаи, когда покупатели готовы платить различную цену в зависимости от объема покупок данного товара. Таким образом, ценовая дискриминация позволяет монополисту максимизировать прибыль за счет дифференциации цен по каждой единице продукции.

Выделяют 4 типа ценовой дискриминации:

  • личная, или дискриминация среди покупателей;
  • по объему покупок, т.е. цена на товар напрямую зависит от объема покупки;
  • дискриминация на сегментируемых рынках. Она используется в том случае, если рынок данного товара может быть разделен на отдельные части;
  • географическая дискриминация, в этом случае монополист может учитывать отсутствие конкурентов в других регионах и дифференцировать цену.

За счет дифференциации цен фирма – монополист увеличивает свой объем продаж. Рынок монополия представляет собой отклонение от рынка совершенной конкуренции по ценам и по объемам продаж. На этом рынке не реализуется принцип эффективности Парето.

Монополия приводит к неэффективному распределению экономических ресурсов, она движение капитала из отрасли в отрасль, что снижает возможности адаптации рынка к изменяющемуся спросу.

Кроме того, в условиях монополии снижаются стимулы к внедрению достижений НТП, т.к. отсутствие конкуренции позволяет монополисту не проводить активную научно-техническую политику. Несмотря на недостатки монополии необходимы в отраслях с ярко выраженным положительным эффектом масштаба.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)