Факторы ценовой эластичности спроса

Выделяют следующие факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Наличие товаров заменителей – чем их больше, тем эластичнее спрос.

В этом случае изменение цен на заменяющие или заменяемые товары всегда позволяет сделать выбор в сторону более дешевых.  Отсутствие товаров заменителей приводит к неэластичности спроса.

Считается, что к неэластичным товарам относятся все потребительские товары первой необходимости.  Значимость продукции для потребителя.

По значимости товары делятся на товары первой необходимости, товары регулярно используемые, но не являющиеся абсолютно необходимыми и товары, относящиеся к предметам роскоши.

На товары последних 2-х групп эластичность спроса достаточно высока. Однако последние группы товаров нужно рассматривать с учетом социального статуса и экономического благосостояния отдельных групп населения.

Интересно
Удельный вес затрат на данную продукцию в бюджетных расходах потребителей. Чем выше доля затрат на данный товар, тем более высока эластичность спроса на него.

Универсальность товара. Чем универсальнее товар и чем разнообразнее направления его использования, тем выше эластичность спроса на него. Фактор времени. Чем длительнее период привыкания потребителей к новой цене товара, тем выше эластичность спроса на него.

На эластичность предложения влияют следующие факторы:

  • Время. В экономике различают три временных интервала: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде предложение товара как правило не эластично.
  • Потребность в качестве выпускаемого товара. Если товар способен к длительному хранению, а затраты связанные с его хранением минимальны, то такой товар относится к высоко эластичным.
  • Технологические особенности производства данного товара. Продукция фирм, требующая использования сложных технологий относится к низко эластичной
  • Капиталоемкость производимых товаров. Чем выше капиталоемкость продукции, тем ниже эластичность ее предложения.

Теория ценовой эластичности спроса применима и к рыночному предложению товаров. Эластичность предложения характеризует реакцию производителей на изменение рыночных цен.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)